

Совет Феофана Затворника: можно ли поминать «неисправимых грешников»? pravoslavie.ru
ссылка
Как священник, я не первый раз сталкиваюсь с удивительным явлением. К примеру, давняя сотрудница храма подходит с вопросом:
– Можно ли подавать заупокойные записки о папе? Мне очень убедительно сказали, что раз папа пил и умер без покаяния, то никаких поминальных записок о нем.
Она годами подавала записки с надеждой, что это – благотворное церковное ходатайство о несчастном папе, что ходатайство на литургии больше значит, чем ее домашняя молитва за родителя… И вот, кто-то ее подкосил «железным» аргументом:
– Отец твой жил в пьянстве, это его выбор. Он так и не обратился к Богу до самой смерти, не принял церковного напутствия. Значит, ты не вправе поставить его имя в записку. Не будем делать вид, что он был церковный человек.
Логично? Логично… но что-то в этой логике хромает.
Своя логика и законность здесь есть, а любви нет. Справедливость есть, а понимания того, что Бог выше справедливости, не хватает. Вот и получается хромая какая-то логика. Христианство – религия любви. Если в христианском рассуждении недостает любви, то это существенная проблема. Тут надо разобраться. У фарисеев тоже ведь подобная логика была, строгие и мощные представления о законе Божием – при слабых представлениях о милости Божией. С этим древним изъяном боролся апостол Павел, который сам был выходцем из фарисейской среды: «Конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 4–6).
Если мы верим во Христа, то мы сознаем, что законничество не делает человека праведным. Только любовь Христова дает каждому грешнику надежду на прощение всех грехов. И эта любовь иначе рассуждает, не по-законнически. Помнится, как старые священники наставляли нас в свое время:
– Лучше сотворить милость и ошибиться, чем не сотворить милость и ошибиться.
Эти слова когда-то произносил протоиерей Валентин Радугин[1], но подобным принципом в жизни руководствовался не он один. Любовь-милость превыше законничества. Даже в ветхозаветное время это преставление о Боге и Его народе было известно. Поэтому Христос законникам говорит: «Научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9, 13).
Где нам научиться? В книге пророка Осии Бог говорит: «Я милости (?????) хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6). Много рассуждают библеисты разных стран о том, как трудно перевести слово ????? (хэсэд). На русский язык перевести не так уж трудно, в отличие от некоторых других языков. В русское понятие «любовь» прочно встроен смысл «милость, жалость». Крестьяне так и воспринимали любовь: «Жалеет – значит, любит». Господь от нас хочет милости-жалости-любви к ближнему, а не жертвы, – то есть выполнения только справедливо обозначенного круга обязанностей по отношению к Богу и ближнему. По версии законников всех народов и всех времен: «Закон суров, но это закон (Dura lex, sed lex)». Но священники, служившие в страдальческие годы гонений, знали на своем опыте другое: не надо быть бездушными законниками, не следует предъявлять прихожанам и захожанам строжайших требований, а в случае невыполнения – гнать из храма без жалости.
…Сошлюсь и я на авторитетное, убедительное слово. Святитель Феофан Затворник пишет архимандриту Макарию (Сушкину):
«Спрашиваете о поминовении грешников, в грехе сущих и не оставляющих его. Я думаю, что нет беды поминать, и делайте это ничтоже сумняся. Господь пришел спасать не праведников, а грешников. И молитва Ему о них приятна. Молитва… привлекает и самого того, о ком молятся, к молитве и покаянию, действуя на душу, по сочувствию душ»[2].
Могут возразить: «Ссылка ваша не по делу, здесь святитель Феофан говорит не об умерших, а живых». Согласен, но вслушаемся в логику его духовного рассуждения. Святитель пишет о тех, кто живет в грехе и не оставляет его. Под грехом явно имеется в виду не малая неисправность духовной жизни, а систематически повторяемый грех, прочно встроенный в образ жизни, – то есть грех тяжелый. Прямо скажем, смертные грехи сюда относятся. Такой человек – телом живой, но душа его уже мертва, потому что духовная жизнь убита грехом. С мирской точки зрения – это живой человек. С духовной точки зрения – мертвый. Про таких людей Спаситель сказал страшные слова: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк. 9, 60). Есть, оказывается, и живые – всё равно что мертвые. Поэтому слова святителя Феофана про помин о здравии можно бы и про помин за упокой сказать.
Как пишет святитель? Нет беды поминать грешников, не оставивших греха. Это его убеждение, даже совет («делайте это ничтоже сумняся»), а не просто частное мнение святителя. Как же так? Вроде бы сближаться благочестивому человеку с грешниками опасно. Фарисеи упрекали Христа, что Он не гнушается грешников, запятнавших себя тяжкими грехами. А Он пришел спасать не фарисействующих «праведников», но грешников. Древние законники искренне считали себя праведниками (цадиким), мудрецами (хахамим). Не стеснялись так сами себя называть и с удовольствием принимали от других такие титулы. Это всё от тщеславия. Тонкая и тяжкая страсть тщеславия побуждает человека к делам благочестия и «особо благочестивому» образу жизни. Мысль о собственной благочестивости услаждает фарисейское сердце. Фарисею остается только прибавить к этому самоуслаждению дела показного благочестия, и можно вкушать каждый день патоку от людей, которые заметили его набожность и похвалили.
Ходатайственная молитва приятна Господу, не только молитва о воцерковленных людях, но и о закоренелых грешниках тоже
Да, ходатайственная молитва приятна Господу, не только молитва о воцерковленных людях, но и о закоренелых грешниках тоже. Таково убеждение святителя Феофана. И святитель считает, что такая молитва не повлечет за собой бедствие для молящегося. Между прочим, мне приходилось слышать много раз, что опасно молиться за упорного грешника – можно в беду попасть, бесы нападут. Причем это произносилось как духовное рассуждение – из опыта, а не из головы. Думается, в беду и правда можно попасть – если совершать ходатайственную молитву о грешнике с чувством духовного превосходства над ним: «Я вымаливаю его». Иногда даже с подспудным сознанием: «Себя вымолил, теперь вот папу вымаливаю». То есть, опять-таки, тщеславие и самомнение приносят беду, вводят человека в опасность, а не ходатайственная молитва.
Добрались мы до загадочных слов святителя Феофана. Он говорит в конце:
«Молитва… привлекает и самого того, о ком молятся, к молитве и покаянию, действуя на душу, по сочувствию душ».
Кристально ясен только общий смысл слов: молитва привлекает милость Божию на грешника и на того, кто молится о грешнике. Благодаря такой молитве и милости Божией грешник может прийти к покаянию, начать молиться. Видимо, тот, о ком писал святителю Феофану отец Макарий, – бросил молиться Богу и жил в грехе нераскаянно. Загадочно здесь про «сочувствие душ», что это такое? Видимо, какая-то невещественная связь одного человека с другим: то, что переживает-чувствует один человек, отчасти передается другому. В результате и упорный грешник со временем тоже начинает переживать-чувствовать влечение к молитве и покаянию.
В истории Церкви известны примеры, когда такая ходатайственная молитва поднималась до особых высот в своем дерзновении, оставаясь при этом смиренной. Один из ярких примеров дал преподобный Силуан Афонский. Он жил в эпоху, когда уже начались гонения на Российскую Церковь, и некоторые его собратья-афонцы отказывались поминать в молитвах безбожных гонителей. В эти годы старец Силуан приводил житийный пример:
«Молился Преподобный Паисий Великий за своего ученика, который отрекся от Христа и женился на еврейке, чтобы Господь простил его. И Господь до того был рад этой молитве, что Сам восхотел утешить раба Своего, и явился ему, и говорит: ?Паисие, что же ты молишься за того, кто отрекся от Меня?” Но Паисий сказал: ?Господи, Ты милостивый, прости его”. Тогда Господь говорит: ?О Паисие, ты Мне уподобился любовью”. Так приятна Господу молитва за врагов».
Чуден и славен Господь наш Иисус Христос!
Ходатайственная молитва нужна тем, кто «живет безбожно», в грехе, – и о них всегда молились и молятся церковные люди. Ходатайственная молитва нужна и нам самим: в будущем кто-то помянет нас, не пытаясь предвосхитить суд Божий, не осуждая нас на вечные муки. В настоящей, текущей нашей жизни ходатайственная молитва поднимает душу христианина по ступеням любви к Богу и ближнему. Понимающий это ищет «зацепки», или способы – произнести молитву о грешнике, поусердствовать в ходатайстве о нем. Не понимающий этого ищет поводы отказаться от такой молитвы. Надо ли отказываться?
Священник Павел Сержантов
[1] См. о протоиерее Валентине Радугине публикацию на нашем портале: pravoslavie.ru/121201.html
[2] Архимандрит Макарий был настоятелем Афонского Пантелеимонова монастыря. Письмо к нему святителя Феофана датировано 20 августа 1888 г., впервые оно опубликовано два года назад, находится письмо святителя Феофана в архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: В 6 т. Т. V.: 1879–1888. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2022. С. 883–884.

Памяти прот. Валентина Радугина. «Я такой же, как и все, грешник. Христос Воскресе!» / Православие.Ru
Я вообще не московский поп. Я служу и всё. А что там за ящиком делается, в бухгалтерии, это меня не касается. Я и уволить никогда никого не мог. Даже тех, кто выпивал.
Интересные личности
- Священник
- Митрофорный протоиерей
« некоторые из святых, молившиеся не только
за верных, но и за нечестивых, были услышаны
и своими молитвами исхитили их от вечного
мучения, как, например, первомученица
Фекла – Феклонилу и Божественный Григорий
Двоеслов, как повествуется – царя Трояна»
/ https://vladimir-chub.livejournal.com/58538....
Развернуть
« некоторые из святых, молившиеся не только
за верных, но и за нечестивых, были услышаны
и своими молитвами исхитили их от вечного
мучения, как, например, первомученица
Фекла – Феклонилу и Божественный Григорий
Двоеслов, как повествуется – царя Трояна»
/ https://vladimir-chub.livejournal.com/58538.html /
Свернуть
"..ты видел, как человек грешит,
но не видел, как он каялся. И ты его
обличаешь как будто грех по-прежнему
лежит на его душе, или рассказываешь об
этом другим, как очевидец. "