Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святыня – это материальный образ присутствия Божьего царства в человеческой истории.
Так всегда святыня и воспринималась в религиозном сознании людей. И потому перед святынями поклонялись и отправлялись в паломничество по святым местам в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов - в самые судьбоносные моменты истории.
И Господь слышал молитву и помогал.

Читать далее

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Всем известна библейская история о том, что Иисус был рожден в пещере, которая впоследствии стала популярным местом для посещения паломников. Но мало, кто знает, что над гротом вот уже на протяжении многих столетий находится еще и Храм Рождества Христова. Это сооружение считается одной из главнейших святынь на Святой Земле. Безусловно, как и большинство древнейших архитектурных памятников, этот дошел до нас не в своем первозданном виде. История церкви очень насыщенная событиями и требует поэтапного рассмотрения…

Строительство Храма Рождества Христова в Вифлееме было инициировано византийской императрицей Еленой после того, как она побывала на Святой Земле в 330 году. О месте, которое она для этого выбрала, в Евангелие ничего не говорится. Лишь некоторые апокрифические источники говорят о некой пещере, в которой якобы родился Иисус.

Наряду с прочими храмами в Палестине, построенными в византийский период, главная цель этого заключалась не в проведении богослужений, а в предоставлении возможности паломникам увидеть место, где произошло очередное евангельское событие. Такое свое предназначение базилика выполнял около двухсот лет. В 529 году она была полностью уничтожена пожаром в ходе восстания Самарии. Примечательно, что в архитектурном стиле сооружение во многом походило на Храм Гроба Господня.

Восстановление базилики Рождества в Вифлееме пришлось на время правления императора Юстиниана. С этой просьбой к нему обратился преподобный Савва Освященный. Заново отстроенный храм был удачливее своего предшественника. К всеобщему удивлению, он совсем не пострадал во время нашествия персов на Вифлеем в 612-629 годах. Объяснением этому служит одна легенда, существующая с IX столетия: «С западной стороны церкви, по распоряжению Елены, была украшена мозаикой, на которой были изображены Богородица с Младенцем на руках и Волхвы, поклоняющиеся родившемуся Спасителю. Когда персы увидели эту картины, то были ею поражены. Среди волхвов они узнали своих далеких предков. Только из-за уважения к ним они не стали разрушать храм Рождества».

Удивительно, но и при завоевании Вифлеема халифом аль-Хакимом в 1009 году храм тоже остался целым и невредимым. Дело в том, что мусульмане с почтением относились к месту, где родился Иисус Христос. Часть базилики использовалась ими как мечеть.

В период крестовых походов Храм Рождества Христова, который раньше не имел епископской кафедры, наконец, ее приобрел – в 1100 году во главе него был поставлен латинский епископ Вифлеема и Аскалона. Сразу после этого здесь был коронован первый католический правитель Иерусалима Балдуин I, а спустя 18 лет – сменивший его на троне сын Балдуин II. Во времена их правления храм постоянно посещали различные паломники, которые затем описывали его в своих литературных трудах. Например, тогда сооружение было окружено монастырскими зданиями, а защитой ему служила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями.

Захвативший Вифлеем в 1187 году султан Саладин изгнал латинского епископа и клира из Храма Рождества Христова. По истечению пяти лет разрешение вернуться в него получили трое католических священников. Однако право владения святилищем было отдано Сирийской Православной Церкви.

В 1129 году в Вифлееме вновь начали править франки. Однако вооруженные конфликты на этом не закончились. Из-за непрекращающихся войн в 1244 году храм был осквернен тюрками-хорезмийцами, а в 1263 году подвергся уничтожению один из монастырей, находящийся неподалеку от него. Не обошлось в истории базилики и без расхищений имущества – в 1266 году мамлюкский султан Бейбрас вывез из нее в Каир весь мрамор.

Не смотря ни на что, Храм Рождества Христова не утратил своего величия. С 1271 года его вновь начали посещать католические паломники, с 1277 года им разрешили проводить в нем различные богослужения. Но только спустя 70 лет Католическая Церковь стала владеть одной из частей базилики – ей принадлежит престол в пределе Яслей пещеры Рождества Спасителя. Главный же алтарь в ней и мужской монастырь, расположенный у южной стены, с 1244 года находятся в собственности Греческой Православной Церкви.

В эпоху Османской империи христианские права на владение Храмом Рождества Христова не были ограничены. Сооружение неоднократно подвергалось ремонту. Так, в 1497 году была положена новая кровля, изготовленная на средства английского короля Эдуарда IV, в 1670 году греками был установлен новый иконостас. Российские императоры Александр III и Николай II не раз отправляли в Вифлеем колокола и паникадила. Определенные восстановительные работы, вызванные землетрясением и пожаром в XIX веке, также велись и в пещере Рождества Господа.

Сегодня знаменитый храм в Вифлееме имеет каменный фасад, чем напоминает крепость. С одной стороны от него располагается армянский монастырь Святой Троицы, с другой – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. А маленькая боковая дверь сооружения ведет в дворик католической церкви Святой Екатерины. В восточной части базилики находится пещера, в которой родился Сын Божий.

Вход в Храм Рождества Христова называется «вратами смирения» и имеет свою легенду. Раньше кочевники имели привычку заезжать в него верхом на лошадях, поэтому вход сделали низким и узким – в высоту он составляет всего 120 сантиметров! Каждый, кто входит в храм, должен склониться перед местом, где был рожден Мессия.

Пол базилики имеет двойное покрытие. Сверху находятся каменные плиты. Под ними – византийская мозаика, часто которой можно увидеть в специально оставленном проеме.

Особым способом в храме Рождества расписаны колонны: смешивать краску с расправленным воском придумали крестоносцы. К сожалению, в настоящий момент на них видны только нечеткие изображения святых. Но одна из колонн на фоне остальных все же выделяется – образ Господа на ней ведет себя словно живой. Когда смотришь на него издали, то глаза на его лице кажутся открытыми либо закрытыми, а когда начинаешь двигаться вперед, то открытые глаза закрываются и наоборот. Есть среди колонн еще одна особенная – на ней имеется пять углублений в форме креста. Это подтверждение очередного чуда, случившегося здесь много веков назад. Из данной колонны чудесным образом вылетел рой ос, который защитил прихожан от ворвавшихся в храм арабов-мусульман. А с 2000 года в базилике начала мироточить одна их икон Спасителя, находящаяся на одной из мраморных колон. Интересно, что случается это исключительно в день апостола Фомы, который всегда с недоверием относился к учениям Христа.

Таким образом, отправляясь в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, будьте готовы не только к интереснейшей экскурсии с гидом, но и к тому, что вы сможете стать очевидцами происходящих здесь чудес.

ПЕЩЕРА ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ

Место погребения 14 000 младенцев, первомученников за Христа постадавших от гнева царя Ирода.
Узнав о том, что Волхвы ушли и не покажут место, где находится рожденный Спаситель, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев от 2-х лет и ниже, в надежде, что будет убит и младенец Христос.

Располагается святыня недалеко от храма Рождества Христова и является частью его подземных захоронений. На самом дне пещеры находится небольшая церковь IV столетия – это древнейший престол в Вифлееме.

Библейский рассказ о массовом убийстве новорожденных детей царем Иродом лег в основу сюжета многих фильмов. Когда смотришь кинематографические шедевры на эту тему, то долго не можешь опомниться от жестокости человека, решившегося на такое зверство. Только самые отважные паломники решаются на то, чтобы побывать в пещере вифлеемских младенцев, где и были захоронены их тела.

Согласно Евангелие, пастухи, отправившиеся поклониться младенцу, первым делом зашли в Иерусалим, чтобы узнать, где именно должен родиться новый царь иудейский. Стоявший в то время у власти царь Ирод побоялся быть свергнутым, поэтому решил схитрить. Прознав, что Иисус появится на свет в Вифлееме, он настоятельно рекомендовал пастухам возвращаться домой через Иерусалим и поведать, где найти новорожденного Спасителя, чтобы он тоже отдал ему дань уважения. Однако ангел предупредил странников о вероломстве царя, благодаря чему те вернулись назад иным путем. Это настолько разгневало Ирода, что он тут же приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Но и тут на помощь пришел ангел, который явился Иосифу Обручнику и посоветовал ему отправиться в египетские земли. Все остальные младенцы были лишены жизни, первыми приняв мучения за Божьего сына. Их останки захоронили в пещере.

Сколько на самом деле было убито вифлеемских младенцев, не известно. В большинстве православных конфессий их количество доходит до «нескольких тысяч». Точную цифру озвучивают лишь в греческой церкви - 14 тысяч, и в антиохийской – 64 тысячи младенцев. Безусловно, это очень много. Даже сложно поверить в то, что в маленьком Вифлемее было столько новорожденных! Да и как такое могло происходить?!

Факты о массовой резне младенцев совсем не упоминаются в античных источниках, включая самый главный из них - «Иудейские древности» историка Иосифа Флавия. Информацию об этом можно найти только в апокрифических «евангелиях детства» и более поздних христианских текстах.

К слову сказать, из сочинений епископов Иринея и Киприана, праведников, живших в III веке, уже тогда в народе вифлеемских младенцев считали священномучениками. Церковь впервые начала чтить память о них только при папе Льве I Великом (V век). В православном же календаре специальный день для поминовения убиенных появился лишь в начале VI века.

Особый интерес вызывает история путешествия мощей младенцев. Как уже говорилось выше, изначально они были захоронены в пещере. Затем их перенесли в Константинополь и оставили в храме Богородицы. А чуть позже вновь переправили в Иерусалим на прежнее место. По некоторым данным сегодня часть останков так и хранится в Константинополе, а часть в Вифлееме.

Паломники, побывавшие в пещере, рассказывают о том, что в ней до сих пор можно увидеть большое количество костей погибших вифлеемских младенцев и их родителей. Одним словом – место не для слабонервных, но достойное того, чтобы в нем побывать!

Каменная чаша "Пуп Земли"

Всем известно популярная в наше время крылатая фраза «пуп Земли». Как правило, ее употребляют в том случае, когда хотят подсмеяться над людьми, считающими себя по неизвестным причинам центром какого-либо процесса. Это выражение, равно как и «краеугольный камень» прочно обосновались в словарном запасе жителей России, вот только немногие из нас знают историю их возникновения. А она, как ни странно, связана с условной централизацией Иерусалима на планете Земля.

Началось все еще в далекой древности, когда греческие христиане стали обозначать центр Земли в Палестине. Обоснований для этого, конечно, не было. Сделано это было для противопоставления уже существующего в то время омфалу (от греч. – «пуп») - центру языческого мироздания, для обозначения которого использовался камень, помещенный в храм Аполлона в Дельфах.

В талмудическом фольклоре говорится, что именно в центре иерусалимского храма находится алтарь, в котором хранится камень мироздания. По одной из версий - именно этот камень Создатель бросил в морскую пучину, с чего и началось сотворение мира, по другой – отгородил им сушу от водного хаоса.

Согласно преданиям, уже во время правления греческой царицы Елены, которая вела раскопки на горе Голгофе, христиане начали обозначать «пуп Земли» рядом с пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно православной традиции он и теперь там находится - посреди прямой линии, которая соединяет кафедральный собор и часовню под названием Кувуклия. Это местечко на Святой Земле считается спасительным для всех людей. Не мудрено, ведь именно здесь Бог создал первого человека Адама, здесь же человечеству была дарована надежда на прощение после грехопадения.

Для обозначения точного местоположения «пупа Земли», здесь установлена символическая небольшая чаша из желтого мрамора, внутри которой находится шар с крестом. Весит она настолько мало, что любой турист или паломник может спокойно передвинуть ее, или унести с собой, что, по слухам, однажды уже случилось. Чтобы такого больше не произошло, святыню на всякий случай приковывают цепью к полу храма. Только монахи, следящие за чистотой вокруг чаши, вправе передвигать ее во время уборки. Существует поверье, что как только они возвращают "пуп Земли" на прежнее место, на планету возвращается земное равновесие.

Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье».

Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне.
Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима.

Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов.

Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части.

Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием. В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения.

Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка.

Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия!

Лестница Спасителя, по которой Господь восходил в Иерусалим

Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период.

Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим.

Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля /.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде. Многие с нетерпеньем желали видеть славного чудотворца, а поэтому с поспешностью выходили на дорогу в Вифанию.

Дорога же эта неминуемо проходила через Елеонскую гору, кратчайшим путем на которую вела библейская лестница, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена.

В 1931 году русским историком-археологом проф. Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, ведшей когда-то от Золотых ворот на вершину священной горы Елеон.

В 808 году, согласно «Cornmeratorium de casis Die vel monasteriis», можно было различить и сосчитать со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней и оттуда еще 537 до вершины Елеона. И если на топографическом плане окрестностей Иерусалима начертить прямую линию от места, именуемого «Отче наш» - «Pater noster», к месту ступеней у места гибели первомученика Стефана, то эта линия, прямо пересечет место ступеней в Русской Гефсимании.

Работа по расчистке длилась три года, во время которых каждое лето супруги Лукьяновы проводили в Иерусалиме, снимая «нижний» гефсиманский домик. Археологу удалось расчистить семь ступеней в Русской Гефсимании и восемь - на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана. По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. И в память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 году на них была построена маленькая открытая часовня. Строил ее тогдашний начальник РДМ архим. Алексей (Розентул) на пожертвования «русских австралийцев».

Сестры очень чтут это святое место. Там стоит лампада, и на ступенях всегда цветы.
Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.

Ступени лестницы по которой Господь и Бог наш Иисус Христос восходил в Иерусалим после воскрешения Лазаря четверодневного и когда его встречал народ с пальмовыми ветвями и криками "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!". Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, надсмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения!

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru