Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

В Церкви ли я?

Возможен ли всеправославный ликбез.

"Лучше быть поглупее и попроще, но спастись." Прп. Никон Оптинский.

"Бабушка, которая верит, что, когда грохочет гром - это Илия Пророк едет на колеснице, которая не знает догмата о Святой Троице, которая приносит яйца на кладбище и сыпет хлебушек на могилку, чтобы душа покойника насытилась - это заведомое заблуждение, заведомо искажение истины, но не ересь. Бабушка не образована, не просвещена.

Она не противопоставляет себя Церкви, она не знает, она не образована. Надо добиваться, чтобы этих заблуждений в людях не было, но вот, что странно - ни Церковь, ни даже духовную жизнь этой бабушки подобное неправомыслие не разрушает. Это действительно есть недостаточность образования, иногда недостаточность церквей, храмов, воскресных школ, опытных проповедников, чего угодно – чего-то не хватает.

А ложь не есть недостаточность, она есть энергия разрушения. Ложь разрушает, а недостаточность знаний не разрушает. Недостаточность сведений не разрушает ни Церковь, ни духовную жизнь.

Можно, например, устроить Всеобщий православный ликбез, но и тогда все вопросы не будут разрешены.
Достаточно образованные и совершенно просвещенные Духом старцы Паисий Святогорец, Порфирий Капсокаливит - в их писаниях, в их словах можно встретить некие образы, некие выражения, которые не совсем согласны со школьным богословием, то есть под ликбез и их бы пришлось тоже включить. А на самом деле это было бы не совсем сообразно потому, что это люди, которые способны научить других людей. Чему бы могли научить их мы, начитавшиеся только книг?

Получается, что сам ликбез, он всё равно будет недостаточен. Нет такого курса догматики или богословия - всеобщего курса, во всех отношениях исчерпывающей системы богословия, которая была бы совершенно достаточной. Нет в православии суммы теологий, которая отвечала на все вопросы и никогда не предполагала бы никакой двусмысленности, а давала бы четкие, категоричные и совершенно недвусмысленные определения. Такое суммы теологий у нас нет и, надеюсь, никогда не будет, именно потому, что невозможно охватить все сферы жизни, все сферы богословия, все сферы бытия. Подлинное настоящее богословие никогда этим никогда этим не занималось, и вообще оно столько не давало ответы, сколько выстраивало и учило выстраивать жизнь перед Богом. Получается, что недостаточность это не есть ложь.

Мы не будем иметь полного знания о Боге - всей суммы всех знаний о Боге никогда. Это вещь не доступная по определению. Никто никогда не сможет всей суммы знаний о Боге, о мире и о человеке изложить. Стало быть, мы всегда недостаточны. Но недостаточность не есть ложь.
Мы не будем иметь полного знания о Боге, тем не менее можем принадлежать истине и не принадлежать лжи." Константин Корепанов.

Источник - elitsy.ru/communities/99132/399559/